четверг, 24 октября 2019 г.

Каникулы на Бали. Часть 2. Центральный Бали (Убуд и окрестности)

август 2019

Отчет о путешествии по Бали включает три части:
Часть 1. Южный Бали (полуостров Букит и Санур)
Часть 2. Центральный Бали (Убуд и окрестности)
Часть 3. Северный и Восточный Бали (Ловина и Амед)

Водопад Тегенунган (Tegenungan)

На следующий день мы переезжали в Убуд, и по дороге решили заехать к водопаду Тегенунган. Из моего скромного водопадного опыта следовало, что обычно дорога ведет к подножию водопада. На Бали все иначе, водопады прячутся в ущельях, и к ним надо спускаться по довольно длинным лестницам. И это очень коварное свойство, поскольку, в туристическом азарте, вы беспечно спускаетесь на значительную глубину, не заботясь об обратном трудном пути наверх. Поэтому, мы решили не усердствовать в этом вопросе, и посмотрели далеко не все водопады (а их на Бали около 15), не поехали мы и на знаменитый Секумпул.

Что касается Тегенунгана, то его видно издалека, с множества смотровых площадок. Можно было бы и не спускаться вниз для более детального осмотра, но мы, конечно, спустились. Стоимость посещения водопада – 20 тысяч рупий (1,4 доллара).

Пенестанан (Penestanan)

В Убуд мы приехали на 5 ночей, и разместились в западной части города, в замечательном районе Пенестанан. Здесь царит удивительная гармония природы и творений человеческих рук. Домики и рисовые поля украшают и дополняют тропический пейзаж. Здесь много дорожек, ручейков, мостиков, лесенок, все невероятно ухоженное, и за каждым поворотом ждет новый сюрприз.

Апартаменты с балконом, кухней и отдельной спальней находились возле кафе Vespa. От нашего дома минут 30 пешком до центральной части Убуда и минут 20 до супермаркета Бинтанг. Бронировали через AirB&B по стоимости около 20 долларов за ночь. Все новое, белое и чистое. Это был второй этаж, и дом расположен на дороге. С одной стороны, не идеально тихо, но зато удобный заезд, и есть где припарковать машину. Как оказалось, в Пенестанане не везде можно проехать даже на скутере. А с балкона мы наблюдали за красочными уличными шествиями, посвященными празднику Галунган.

Галунган и Кунинган

В ходе этого замечательного праздника получилось так много красочных фото, что они заслуживают отдельного раздела. Праздник Галунган символизирует борьбу светлых и темных сторон человеческой души.

Когда-то власть на Бали захватил злой демон Майя Данава, принесший страдания простым жителям. Помощь пришла из Индии, на острове высадился Бог Индра со своей армией. Битва и другие сопутствующие события продолжались 10 дней и закончились победой добра над злом. В честь этих давних событий балийцы отмечают праздник на протяжение 10 дней и даже немного дольше. Десятый день праздника называется Кунинган.

Для определения даты Галунгана используется местный календарь Павукон, в котором всего 210 дней, а, значит, Галунган можно праздновать почти в 2 раза чаще! За несколько дней до праздника на улицах возле домов устанавливаются украшенные бамбуковые шесты и специальные коробочки для подношений. Украшают, в том числе, машины и скутеры.

К вечеру нарядно одетые люди собираются для праздничного шествия. Шествие продолжается несколько часов с остановками в храмах и на площадях, где проводятся ритуальные подношения и костюмированные спектакли.

Убуд (Ubud)

Несмотря на то, что в Убуде нет моря, это место обладает притягательной энергетикой. Здесь очень красивая природа и гармонично вписанная в нее одноэтажная архитектура в окружении рисовых террас, которые не портят, а, скорее, дополняют пейзаж. Здесь живет большинство лонгстеев, и уже позабытые гоанские образы «просветленных» людей со странными прическами и одеждами снова предстали перед нами. Органическая еда и йога пользуются здесь огромным спросом. Кроме того, Убуд расположен в центре острова и отсюда удобно добираться до многих балийских достопримечательностей. В Убуде мы прошлись по центральной улице, не заглядывая в лес обезьян. Стандартный маршрут включает рынок, дворец и несколько храмов.

Музей Антонио Бланко (Don Antonio Blanco Museum)

Музей художника Антонио Бланко находится ближе к Пенестанану, за мостом Кампухан, пересекающим ущелье. Интересен этот музей, пожалуй, не столько картинами, сколько личностью художника, который здесь жил, а также комплексом зданий которые, как в сказке, открываются изумленному посетителю. Стоимость входа – 100 тысяч рупий (7 долларов).

Антонио Бланко прожил долгую жизнь, застав все события ХХ века. Он родился на Филиппинах в испанской семье, но дух авантюризма вел его через Флориду и Калифорнию, Гавайи и Камбоджу, пока в 40 лет он не оказался на Бали, где наконец-то обрел семью и пристанище, выбрав в качестве музы и жены молодую танцовщицу. Великие мира сего благоволили к Антонио и одаривали его всяческими благами, а король Убуда подарил землю, на которой и был построен дворец (слово «дом» к этому комплексу сооружений не подходит).

Здесь Антонио и провел вторую половину жизни, создавая картины «ню» и натюрморты, получая награды за вклад в культуру, воспитывая четырех детей, принимая в гостях знаменитостей, подражая Сальвадору Дали, и, просто наслаждаясь жизнью, которую он превратил в яркую мистерию. За год до смерти, в 1998 году Антонио открыл в своей усадьбе музей, а затем мирно скончался в окружении семьи. Продолжает дело отца Марио Бланко, он тоже стал художником, и его почти всегда можно встретить в музее.

Чем замечателен музей Антонио Бланко? В саду живут попугаи и птицы-носороги, с которыми можно сфотографироваться без дополнительной платы.

После осмотра картин в выставочном зале можно подняться на крышу дома и полюбоваться панорамой Убуда.

А затем мы спустились в студию, где творил Антонио, и почувствовали энергетику старых палитр и кистей.

Тропа Кампухан Ридж (Campuhan Ridge Walk)

Чем необычен Убуд, так это тем, что городские улицы внезапно сменяются сельскими пейзажами, причем все вокруг остается благоустроенным и приспособленным, как для местных жителей, так и для туристов. Посредине Убуда расположены обрывистые холмы, по которым проложены туристические тропы. Одна из таких троп называется Campuhan Ridge Walk и берет она свое начало от храма Гунунг Лебах (Pura Gunung Lebah), одного из самых интересных храмов в Убуде. Храм этот виден с моста, но к нему надо спуститься по лестнице.

Указатель на тропу расположен за храмом, если обойти его с правой стороны. Тропа не длинная, всего пару километров, вымощена плитами, и на ней нет существенных подъемов. Вокруг открываются удивительные виды на окрестные джунгли. Приводит тропа на холм Кампухан. Там есть несколько отелей, ресторанов и сувенирных лавок.

Возвращаясь назад, мы обогнули храм Гунунг Лебах справа, перешли реку через пешеходный мостик, чтобы сократить путь к Пенестананау, и оказались на очень красивой территории отеля Tjampuhan, с джунглями, рекой и бассейном с лотосами.

Тропа Сари Органик (Sari Organic)

Тропа Сари Органик показалась нам самым живописным местом в Убуде. Такое впечатление производят бесконечные рисовые террасы и оросительные ручейки, симпатичные домики и кафешки, органические фермы и студии художников.

На тропу можно попасть из центра Убуда, свернув с центральной улицы возле храма Далем. Дошли мы по тропе в другую часть Убуда, к кафе Пирамида Чи, это 4 км в одну сторону.

Рисовые террасы Тегалаланг (Tegalalang)

Из Убуда мы совершили три дальних выезда, комбинируя за один раз несколько экскурсионных объектов. В этот раз наш путь лежал на север от Убуда по маршруту: рисовые террасы Tegalalang – кофейная плантация Bali Pulina – храм Gunung Kawi Sebatu – королевские гробницы Pura Gunung Kawi – термальные источники Tirta Empul Temple.

Рисовые террасы на Бали – это вовсе не редкость, трудолюбивые жители сооружают их повсеместно, и это всегда очень красиво. К наиболее масштабным террасам специально возят туристов. Самые известные террасы называются Jatiluwih, но они довольно далеко, а вот террасы Тегалаланг как раз были нам по пути.

Кофейная плантация Бали Пулина (Bali Pulina)

Вход на плантацию бесплатный, правда, взамен сотрудники будут настойчиво предлагать их товары. На плантации наглядно и красочно представлен процесс выращивания и приготовления кофейных зерен, включая знаменитого зверька лювака.

Со смотровой площадки, напоминающей палубу корабля, открываются виды на рисовые террасы.

Здесь же расположено кафе, и замечательный сет из 10 сортов кофе и чая предлагают бесплатно.

Храм Гунинг Кави Себату (Gunung Kawi Sebatu)

В этот храм мы попали случайно, поскольку искали королевские гробницы Gunung Kawi, и свернули на одноименный указатель. Как это часто бывает в Азии, совершенно разные объекты в разных местах имеют одинаковые названия. Нам здесь очень понравилось, поскольку туристов здесь не очень много, а место очень красивое. Вход на территорию стоит 30 тысяч рупий (2 доллара). Здесь много прозрачной воды, и есть купальни.

Надо сказать, что в находящиеся неподалеку знаменитые и масштабные источники Tirta Empul Temple мы заходить не стали. Дело было уже под вечер, мы увидели сотни машин на парковке, и поняли, что новых впечатлений мы здесь не получим.

Королевские гробницы Гунунг Кави (Pura Gunung Kawi)

В окрестностях Убуда, это, пожалуй, – одно из самых интересных мест. Стоимость входного билета – 50 тысяч рупий (3,6 доллара). Считается, что здесь похоронена королевская семья, правившая в Убуде в ХI веке. Хотя слово «гробницы» звучит угрюмо, на самом деле, это – храмовый комплекс и просто красивая местность, а энергетика здесь хорошая. Спуск в долину оборудован качелями и местами для фото. И здесь, опять-таки, много рисовых террас. На базарчике продают невероятные по красоте и технике исполнения резные изделия из кокосовой скорлупы.

Внизу протекает живописная речка, оборудованы фонтанчики и бассейны.

Если прогуляться немного по долине, туда, куда не попадает большинство туристов, то можно увидеть прекрасные пейзажи, пустынные храмы, вырубленные в скале кельи отшельников и удивительные рисовые террасы, сквозь которые проложен дренаж и постоянно течет вода.

Но это еще не все. Самое необычное место в этом комплексе расположено на спуске в долину, и это – еще одна, «секретная» гробница. В месте поворота на нужную тропинку установлен указатель с загадочной надписью, а цифра 10 на нем, очевидно, и означает, что это путь к 10-й по счету гробнице (в основной долине находится 9 гробниц). Большинство туристов этот путь игнорируют, потому что, когда поднимаешься назад, уже, наверно, не очень хочется новых впечатлений, а зря. Не поленившийся отправиться сюда попадет в одно из самых загадочных мест на Бали.

Вулкан Батур (Batur) и озеро Батур

Самый дальний выезд из Убуда был у нас к вулкану Батур и дальше, к храму Бесаких. Поэтому выехали мы пораньше, чтобы насладиться утренними горами. Подъем к вулкану мы не планировали, ехали просто посмотреть. При подъеме в горы нас встретили мандариновые сады и груды мандаринов на продажу. Пришлось остановиться и купить.

Красавец вулкан виден издалека. Вдоль дороги обустроено множество ресторанов и смотровых площадок.

У подножия вулкана находится озеро Батур. К нему мы решили спуститься, а по дороге заехали позавтракать в ресторан Caldera. Там шикарная смотровая площадка и неплохая кухня. И это был один из самых романтичных завтраков на Бали.

У самого озера красивых снимков не получилось. Берега почти полностью застроены, парковки и вход в прибрежные заведения платные. В одном месте с нас пытались взять деньги просто за фотографию. Google Maps показывал, что вокруг вулкана есть дорога, но, когда, мы проехали озеро, качество дорожного покрытия резко ухудшилось, и пришлось возвращаться той же дорогой. По пути к храму Бесаких есть еще несколько площадок видами на озеро и на вулкан, где мы и попрощались с этими прекрасными местами.

Храм Бесаких (Besakih)

Этот комплекс называют балийской «матерью храмов» за его древность, масштабность и «намоленность». Расположен Бесаких у подножия вулкана Агунг, и в ясную погоду его контур проецируется на гору. Нам повезло с погодой, поскольку такие виды открываются не всегда.

Говорят, что в комплекс Бесаких всего входит 14 храмов, но, наверно, лишь самым стойким и настойчивым удается посетить все 14. Стоимость входа - 60 тысяч рупий (4,3 доллара).

Раз уж речь зашла о «матери храмов», то пришла пора сделать небольшое отступление о балийских храмах вообще. Стиль этих храмовых построек самобытный, и не похожий ни на какие другие храмы. Несмотря на то, что храмы индуистские, их вид значительно отличается от того, что я видел в Индии. При этом, все балийские храмы, более или менее, на одно лицо. Вход выполняется в виде рассеченной скалы, отделяющей мир богов от мира людей.

В храме вас встречает множество каменных фигур, символизирующих, как добрых, так и злых духов, которых надо всячески задабривать, и, конечно же, драконы.

Постройки и алтари, посвященные божествам, покрываются крышами из характерной черной травы.

Пожалуй, деревенские храмы в глубинке не менее интересны, в дневное время там нет людей, и может быть доступен многочисленный ритуальный инвентарь.

Для входа в храм необходимо облачиться в национальные саронги. В туристических платных храмах саронги дают на входе, а во всех других надо иметь свой, поэтому, наши саронги всегда находились у нас в машине.

Знаменитые храмы, на мой взгляд, несколько теряют свое величие от наплыва туристов, превращаясь в попсовые места. Например, в знаменитый Лемпуянг (Lempuyang) мы не пошли, хотя и проезжали мимо, смутило нас огромное количество машин, загромоздивших и без того узкую горную дорогу.

Семарапура (Semarapura) и Керта Госа (Kertha Gosa)

Семарапура – это небольшой городок в нескольких километрах от Убуда и Гианьяра (Gyaniar). Это очень спокойное место, где нет туристов, нет трафика и платных парковок. После шумного и тесного Убуда словно попадаешь в другой мир аутентичного Бали. Здесь находилась столица королевства Клунгкунг и сохранились интересные средневековые постройки, такие как, королевский двор Керта Госа и монумент Пупутан Клунгкунг. Вход на территорию комплекса – 50 тысяч рупий (3,6 долларов).

Неподалеку от Керта Госа мы обнаружили еще одну сохранившуюся часть королевского замка, Пури Агунг Клунгунг. Вход туда бесплатный, однако это не музей, внутри проживает семья наследников королевской династии.

Водопад Канто Лампо (Kanto Lampo)

Неподалеку от Семарапуры и Гиньяра находится водопад Канто Лампо, поэтому, по пути мы решили заехать и сюда. Под водопадом можно купаться, но людей было очень много. Стоимость посещения – 20 тысяч рупий (1,4 доллара).

Пещера Гоа Гаджах (Goa Gajah)

Недалеко от Убуда, с его восточной стороны находится храмовый комплекс и пещера Гоа Гаджах. Территория оборудована, как парковая зона, есть бассейны с фонтанчиками.

Главная достопримечательность – это пещера-храм, вход в которую оформлен в виде пасти чудовища. Внутри пещеры находится статуя Ганеша и Шива-лигманы. Стоимость входа – 50 тысяч рупий (3,6 долларов).

Водопад Ранг Ренг (Rang Reng)

Необычность этого водопада в том, что он вытекает из пещеры. Вторая необычность – в том, что, когда мы приехали, здесь было совсем немного людей. Это было замечательно, и я с удовольствием поплавал. Собственно говоря, это был единственный водопад на Бали, в котором я купался. Наверх, к пещере, можно достаточно свободно подняться с помощью натянутой там веревки. Стоимость посещения – 15 тысяч рупий (1 доллар)